Разработка и согласование проекта зон санитарной охраны (ЗСО)

Разработка проекта зон санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения

ГК «Эффективная безопасность» — разработка и согласование проекта зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения в Москве, Московской области, Казани и Республике Татарстан. Оптимальная цена, оптимальное качество.


Стоимость: от 40 000 рублей. Срок разработки: от 20 рабочих дней. Согласование: от 30 рабочих дней в 1 государственной структуре.


Оставить заявку на консультацию


Зоны санитарной охраны скважины (ЗСО) – это территория определенного размера, на которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности и охраны, включающая источник водоснабжения и/или водопровод, иной объект. ЗСО состоит из 3 поясов различной степени строгости и ограничений в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02.

Основное назначение санитарно защитной зоны артезианской скважины это защита от загрязнения источника водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от их принадлежности, для источников водоснабжения как поверхностных, так и подземных. Это обусловлено тем, что загрязнение вблизи водозабора может быстро сказаться на химическом и бактериологическом составе отбираемой воды, и как следствие нарушить условия водоснабжения.
Территория первого пояса (пояс строгого режима) - включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Территория должна быть ограждена забором, защищена полосой зеленых насаждений и обеспечена охраной. Планировку ее необходимо проводить так, чтобы поверхностный сток отводился за пределы территории в водоотводящие канавы. Территория вокруг скважины, подземного резервуара, а также проезды, обязательно асфальтируем.
На территории первого пояса запрещается строить здания, сооружения и устройства, не имеющие отношения к эксплуатации водозабора. Также запрещается проживание людей (в том числе и лиц, работающих на водопроводе), содержание скота, доступ посторонних, выращивание насаждений с применением органических удобрений и ядохимикатов, ведение строительных работ.

Зона санитарной охраны первого пояса имеет границы в радиусе 30 метров от скважины, если второй водоносный горизонт (известняки) надежно перекрыты сверху слоем водоупорной глины. В случае недостаточного перекрытия, ЗСО первого пояса устанавливается радиусом 50 метров.

Устали читать или нужна консультация?
Позвоните нам: 8 (499) 704-35-00 (Москва), 8 (843) 202-35-00 (Казань). Решим вашу проблему в оптимальные сроки.

Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
На территории второго пояса запрещается располагать животноводческие фермы ближе, чем на 300 м от границы первого пояса, а также стойбища и выпас скота ближе, чем на 100 м от границы первого пояса.
Задачей расчета ЗСО второго пояса является установление границ, обеспечивающих предотвращения попадания в скважину как неустойчивых (бактериальных, радиоактивных и др.), так и устойчивых (химических) загрязнений.
Граница второго пояса определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора с потоком подземных вод к водозабору за период времени от 100 до 400 суток, в зависимости от климатических условий и защищённости водоносного горизонта (учитывают время выживаемости микроорганизмов).
При определении размеров третьего пояса ЗСО учитывают дальность распространения химического загрязнения, принимая стабильным его состав в водной среде. Граница третьего пояса предназначена для защиты водоносного горизонта от химических загрязнений и определяется также гидродинамическими расчетами, исходя из того, что время движения химического загрязнения к водозабору должно быть больше срока эксплуатации водозабора чаще всего это 25 - 50 лет.
В третьем поясе исключается размещение объектов, деятельность которых может привести к химическому загрязнению подземных вод, например складов ГСМ, минеральных удобрений и ядохимикатов, накопителей промышленных стоков, шламохранилищ, вредных химических производств и т. д. В третьем поясе исключается размещение объектов, деятельность которых может привести к химическому загрязнению подземных вод, например складов ГСМ, минеральных удобрений и ядохимикатов, накопителей промышленных стоков, шламохранилищ, вредных химических производств и т. д.
При определении границ второго и третьего поясов ЗСО учитывают, что приток подземных вод из водоносного горизонта к водозабору происходит только из области питания водозабора, форма и размеры которой в плане зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены), величины водозабора, понижения уровня подземных вод, гидрологических особенностей водоносного пласта, условий его питания и дренирования.
Правовой режим зон санитарной охраны регулирует Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года. На основании данного закона разработан СанПиН зоны санитарной охраны источников водоснабжения 2.1.4.1110-02.
На определение границ поясов зоны санитарной охраны влияет ряд факторов:
- вид источника водоснабжения: поверхностный или подземный;
- характер загрязнения: микробное или химическое;
- степень естественной защищенности подземного источника от поверхностного загрязнения;
- гидрогеологических или гидрологических условий.
В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий согласованный с землепользователями, сроками их исполнения, а так же гидрогеологическое и санитарно-эпидемиологическое описание площадки, на которой расположена скважина или водозаборный узел.
Разработка проекта преследует 3 основные цели:
- Расчет зоны санитарной охраны скважины питьевой воды организации.
- Установление правил и режимов хозяйственного использования территорий поясов ЗСО.
- Разработка мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источников водоснабжения.

НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА


 
     

Согласование проекта ЗСО

Для начала проект подается на экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» для проверки на соответствие санитарным правилам и нормам. Затем Проект ЗСО с экспертным заключением подается на согласование в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту РФ (Роспотребнадзор) либо в Региональный орган исполнительной власти (например Министерство экологии и природных ресурсов РТ). Результатом рассмотрения является выдача положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

Сокращение зоны санитарной охраны

Если по каким-то причинам вы хотите уменьшить площадь зоны санитарной охраны, то необходимо обосновать это в проекте ЗСО. Условия и содержание обоснования зависят от конкретных обстоятельств, условий и расположения источника водозабора. Уменьшение зоны санитарной охраны в принципе возможно. В СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» есть сноска - при решение органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, ЗСО может быть сокращена.
Разрешается сокращать размеры 1-го пояса ЗСО при условии гидрогеологического обоснования для места водозабора. При этом водозабор должен производиться из защищенных водоносных горизонтов источников подземных вод, которые расположены на территории объекта. Возможность их загрязнения должна быть исключена. Может не устанавливаться первый пояс ЗСО для водонапорных башен расположенных отдельно, но с учетом особенностей их конструкции.

Ответственность за отсутствие проекта ЗСО

В соответствии со статьями 8.13, 8.15 и 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001 года предусмотрена административная ответственность:

1. По статье 8.13
За нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления:
- на граждан в размере от 500 до 1 000 тысячи рублей;
- на должностных лиц от 1 000 тысячи до 2 000 рублей;
- на юридических лиц от 10 000 до 20 000 рублей.
За нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45:
- на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей;
- на должностных лиц от 3 000 до 4 000 рублей;
- на юридических лиц от 30 000 до 40 000 рублей.
2. По статье 8.15
За нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств:
- на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
- на должностных лиц от 1 000 до 2 000 рублей;
- на юридических лиц от 10 000 до 20 000 рублей.
3. По статье 8.45
За невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом:
- на граждан в размере от 3 000 до 4 000 рублей;
- на должностных лиц от 30 000 до 40 000 рублей;
- на юридических лиц от 500 000 до 1 000 000 рублей.
За повторное в течение года совершение административного правонарушения:
- на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей;
- на должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от 40 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц от 700 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

ТЭГИ: ЗСО, зоны санитарной охраны, источник водоснабжения, проект зоны санитарной охраны, ЗСО источника водоснабжения, проект ЗСО