Проведение инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Проведение инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ

ГК «Эффективная безопасность» — проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками по Москве, Московской области, Казани и Республике Татарстан. Оптимальная цена, оптимальное качество.


Стоимость: от 30 000 рублей. Срок разработки: от 20 рабочих дней. Срок периодичности проведения: до 7 лет.


Оставить заявку на консультацию

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой и даете Согласие на обработку персональных данных.


Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - процедура, при которой определяется перечень источников выбросов загрязняющих веществ на объекте негативного воздействия, источников выделения загрязняющих веществ, обследуется территория объекта ОНВ, анализируется проектная документация объекта ОНВ, виды деятельности (технологии производства), систематизируются сведения о пространственном размещении источников выбросов загрязняющих веществ.

Отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников — документ, являющийся результатом проведения инвентаризации, который включает в себя полный перечень источников загрязнения, их характеристики и показатели, объем и перечень выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ, а также показатели нестационарности (неоднородности, стадийности, неравномерности во времени) выбросов загрязняющих веществ. Ознакомиться с наиболее часто задаваемыми вопросами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Первичная инвентаризация (инвентаризация для вводимых в эксплуатацию объектов) источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов (пункт 3 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Инвентаризацию источников выбросов необходимо проводить для любого предприятия, у которого имеется хотя бы один источник выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Для примера несколько видов предприятий:

  • Предприятия эксплуатирующие котельные;
  • Промышленные предприятия;
  • Кафе и рестораны, осуществляющие приготовление пищи на газу или во фритюре;
  • Автотранспортные и ремонтные предприятия;
  • Предприятия, эксплуатирующие очистные сооружения.

Корректировка данных инвентаризации стационарных источников осуществляется в случаях:

  • изменения технологических процессов,
  • замены технологического оборудования,
  • замены сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
  • обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации,
  • изменения требований к порядку проведения инвентаризации,
  • а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.
Устали читать или нужна консультация?
Позвоните нам: 8 (499) 704-35-00 (Москва), 8 (843) 202-35-00 (Казань). Решим вашу проблему в оптимальные сроки.

Изменения в законодательстве по проведению инвентаризации источников загрязнения атмосферы в 2022 году

1 марта 2022 года вступил в силу новый порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденный Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

Новый порядок проведения инвентаризации регламентирует:

  • Содержание работ в ходе проведения инвентаризации;

  • Правила систематизации данных об источниках выбросов;

  • Правила определения показателей выбросов;

  • Правила документирования и хранения данных, полученных в ходе проведения инвентаризации;

  • Правила корректировки данных проведенной инвентаризации.

Содержание отчета по инвентаризации стационарных источников выбросов 

Раздел 1. Данные при нестационарности выбросов:
  1. Режимы работы ИЗАВ и их временные характеристики при нестационарности выбросов;
  2. Характеристика одновременности работы оборудования при нестационарных выбросах;
  3. Таблица учета нестационарность выбросов.
Раздел 2. Результаты инструментального определения показателей выбросов;

Раздел 3. Таблицы для документирования результатов выявления ИЗАВ, определения их характеристик и определения качественного и количественного состава выбросов ЗВ:

  1. Источники выделения загрязняющих веществ;
  2. Источники выбросов загрязняющих веществ;
  3. Уточненные данные для ИЗАВ, имеющих произвольную форму;
  4. Уточненные данные для ИЗАВ, ось устья которых отклоняется от вертикали;
  5. Уточненные данные для ИЗАВ в случае факельного горения;
  6. Результаты обследования ГОУ и условий их эксплуатации;

А также Текстовая и графическая части, содержащие:

  1. Сведения о разработчике и список исполнителей;
  2. Сведения о хозяйствующем субъекте, объекте ОНВ, его отдельных территориях и производственной деятельности, включая сведения о количестве, характеристиках и эффективности ГОУ;
  3. Описание проведенных работ по инвентаризации выбросов с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений ЗВ и расчетного определения выбросов ЗВ;
  4. Карта-схема территории объекта ОНВ (в масштабе) с ИЗАВ;
  5. Результаты определения выбросов ЗВ расчетными (балансовыми) методами, включающие, при необходимости, данные о расходах и составах сырья и топлива.

Этапы проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

  1. Обследование территории объекта оказывающего негативное воздействие (ОНВ);
  2. Анализ проектной документации объекта ОНВ, видов деятельности (технологии производства), данных предыдущей инвентаризации выбросов, результатов производственного экологического контроля и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов;
  3. Определение сооружений, технических устройств, оборудования, технологических или иных процессов, являющихся источниками образования и выделения загрязняющих веществ, и выявление всех ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества;
  4. Систематизация сведений о пространственном размещении ИЗАВ на объекте ОНВ;
  5. Изучение состояния и условий эксплуатации установок очистки газа (газоочистные установки, ГОУ);
  6. Установление типов (организованный, неорганизованный), видов (точечный, линейный, площадной), наименований (труба, вентшахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и другие) и геометрических характеристик ИЗАВ (длина, ширина, высота, при наличие устья - вид и размеры устья источника);
  7. Определение координат стационарных ИЗАВ;
  8. Определение показателей выбросов, в том числе установление качественного и количественного состава выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень ЗВ и их концентрации), а также определение показателей отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса);
  9. Оформление отчета

Законодательство

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  2. Федеральный закон от 04 мая 1996 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  3. ГОСТ 17. 2. 3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера»;
  4. Письмом Минприроды России от 29.03.2012 N 05-12-47/4521 введено в действие "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" (дополненное и переработанное), ОАО "НИИ Атмосфера", г. С-Пб, 2012 г.;
  5. Постановление Правительства РФ от 02 марта 2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;
  6. Приказ Минприроды России от 26.12.2016 № 674 «Об утверждении Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе»
  7. Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»

Вопросы и ответы

Вопрос №1. Можем ли мы самостоятельно провести инвентаризацию источников выбросов?

Да, конечно. Для этого на предприятии должен быть специалист, обладающий достаточными знаниями, квалификацией и пониманием процесса проведения инвентаризации. Но следует отметить, что одним из этапов инвентаризации является проведение замеров выбросов вредных веществ в воздух на организованных. Замеры и анализ выбросов может проводится только аккредитованной лабораторией.

Также хочется упомянуть, что неквалифицированные специалисты могут неверно провести инвентаризацию, что может повлечь за собой ошибки при актуализации сведений в реестре НВОС, подаче отчетности, при разработке программы производственного экологического контроля (ПЭК), а также вызвать получение замечаний, штрафов и предписаний от контролирующих органов при проверках. Некоторое время назад мы столкнулись с проблемой при проведении инвентаризации для разработки проекта ПДВ были допущены ошибки, а именно: силами сотрудников предприятия и сторонней лабораторией была проведена инвентаризация, в процессе которой были не совсем верно указаны типы источников выбросов (неорганизованные источники превратились в организованные) и их местоположение. В связи с этим нам пришлось повторно провести инвентаризацию и внести изменения в разработанный проект ПДВ, а также провести повторное согласование данного документа.

Вопрос №2. Требуются ли специализированные компьютерные программы для проведения инвентаризации?

Таких требований законодательство не устанавливает. Однако, для качественного проведения инвентаризации, а также для возможности дальнейшего использования данных для разработки документации и проведения расчетов нормативов выбросов загрязняющих веществ мы используем специализированные программные комплексы "РоСа", "Интеграл", "ЭкоЦентр".

ТЭГИ: Инвентаризация источников выбросов, инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух 2022, инвентаризация источников выбросов 2022, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ, проект СЗЗ, проект ПДВ, постановка на учет объектов НВОС, ИЗА, источник загрязнения атмосферы, источник выделения, ИВ, атмосферный воздух, инвентаризация выбросов, инвентаризация выбросов загрязняющих веществ, инвентаризация выбросов в атмосферу, проведение инвентаризации выбросов, инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, инвентаризация выбросов в воздух, инвентаризация выбросов в атмосферный воздух, инвентаризация выбросов 2022, бланк инвентаризации, 1-Воздух, проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух, инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, инвентаризация вредных выбросов, проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, проведение инвентаризации источников выбросов, инвентаризация стационарных источников выбросов, инвентаризация источников выбросов вредных веществ, инвентаризация источников, инвентаризация стационарных источников выбросов вредных веществ, инвентаризация стационарных источников выбросов в атмосферный воздух, инвентаризация выбросов загрязняющих веществ отчет